Очень люблю Есенина. Нашла на страницах Инета давно забытое стихотворение
Слезычитать дальшеСлезы... опять эти горькие слезы,
Безотрадная грусть и печаль;
Снова мрак... и разбитые грезы
Унеслись в бесконечную даль.
Что же дальше? Опять эти муки?
Нет, довольно... Пора отдохнуть
И забыть эти грустные звуки,
Уж и так истомилася грудь.
Кто поет там под сенью березы?
Звуки будто знакомые мне —
Это слезы опять... Это слезы
И тоска по родной стороне.
Но ведь я же на родине милой,
А в слезах истомил свою грудь.
Эх... лишь, видно, в холодной могиле
Я забыться могу и заснуть.Вот такое оно. С ним, этим стихотворением, связана еще одна история из моей школьной жизни.
Любопытная, теперь даже смешная, а тогда странная.
Проходили в девятом классе Есенина.
читать дальшеВместо заключительного урока (типа зачета) наша учительница литературы решила организовать вечер школьный, ему, то есть, Есенину, посвященный. Каждый из нас должен был прочесть самое-самое для него стихотворение. А по итогам вечера - оценка за четверть. Вообще-то, если мне не изменяет память, для нас тогда существовал достачочно известный двухтомник его стихов. Все, естественно, кинулись именно к этому источнику информации.
Я же, поскольку и мама моя тоже литературу преподавала, обратилась к нашей домашней библиотеке. И в одной старой книжке (если не ошибаюсь, называлась она «Записки литературного следопыта») обнаружила статью о нем (радости не было предела) и ранние его стихи. Это самое, которое называлось «Слезы», почему-то оченно меня зацепило. Именно его я выбрала. Очень хотелось другое, «Выткался над озером алый цвет зари, а в бору со звонами плачут глухари...», но отчего-то постыдилась.
Итак, вечер Есенинский удался на славу. Практически не было повторов, все почти 28 человек читали разное. Я блистала своим избранным.
На следующий день на литературе Л.Н. обнародовала оценки, мне пятерка, кто бы сомневался. А после урока Л.Н. попросила меня остаться в классе. Когда все ушли она мне доверительно так сказала (не буквально, но смысл именно такой): «Конечно, я поставила тебе пятерку, хотя должна была бы единицу!??? Но запомни, нигде, никогда, ни при каких обстоятельствах, никому не читай его больше. Просто забудь, что оно есть. Это мой тебе совет!» Я еще догое время пребывала в шоке. Ну... я слышала, конечно, что были так называемые «запрещенные» стихи, но почему Л.Н. решила, что оно такое? Этого я никак не могла понять. И не понимаю сейчас, сейчас тем более.
@темы:
Все мы родом из детства,
Что было, то было.,
Чужие стихи
видимо были на то у него причины, я правда не любительница его стихотворений, но все же некоторые люблю, но далеко не все.
видимо исходя из тоской по родной стороне и можно судить почему оно было запрещенным.
тогда ведь многих высылали из страны за что то. я правда не помню, высылали ли Есенина.
А чего тут запрещённого я впрямь не догоняю. А в каком году эту было?
DaidreNord Это 1976 год.
Stefaninat А кто сейчас скажет, почему запретили. Да я, собственно, и не знаю, было оно таковым или нет. Вывод такой сделала из слов учительских.
Ну, тогда всё понятно... Начверное, точно, за упаднические настроения
Ну, уж если учительница оказалась "католичней" Главлита!
Единственно, что могу предположить, что учительница обладала хорошим литературным вкусом и ее не устроила, что ученица выбрала хоть и редко упоминаемое, но очень слабое стихотворение. Положите рядом "Выткался на озере" и "Слезы". Первое - самобытное, с яркими красками и образами, динамичное. "Слезы" - подражание мещанскому романсу с набором стандартных слов и образов - "истомилася грудь", "разбитые грезы", "мрак", "даль", "муки", "могила". А последняя строка и вовсе сперта у Михаила Юрьевича из "Выхожу один я на дорогу" - "Я б хотел забыться и уснуть. Но не тем, не мертвым сном могилы..." Чувствуете? Есенин в ранних своих стихах неровен: от блестящих боговдохновенных строк до подражательной пошлости. И это естественно для подростка ("Выткался на озере" написано в 15 лет), не имеющего еще устойчивой позиции в поэтической культуре. Когда он творит в традиции народной деревенской песни, в которой рос с детства, получается блестяще. Когда пытается писать в "городской", книжной манере, - слабо и подражательно.
Ну, блин! Расписалась. Простите за многословие. Очень люблю Есенина с детства. С 12 лет собирала о нем все, что было напечатано.
Вся жизнь прошла в угаре полупьяном,
Оставив мне одну тоску-печаль.
Моя любовь растаяла туманом,
Но мне не жаль ее, совсем не жаль.
Не приходи! Один в тоске унылой
Остаток жизни стану коротать.
И не оплакивай моей души остылой.
На вспомнить не чего - зачем же вспоминать.
Я так устал, я жизнью так измучен.
Мне отдохнуть, уснуть давно пора.
Как этот свет невыносимо скучен.
Пусть молод я - душа моя стара.
Вся жизнь прошла в угаре полупьяном,
Оставив мне одну тоску-печаль.
Моя любовь растаяла туманом,
Но мне не жаль ее, совсем не жаль.
Я написала сей куплет в расцвете сил - в тринадцать лет. Как пародию на гусарский романс.
Я сейчас и припомнить не смогу мотивы, по которым выбраны были именно «Слезы», наверное, все же потому, что знала точно, ни у кого такого не будет. А так «Глухарей» хотела. Но это, «унесу я пьяную до утра в кусты», прочесть публично не посмела бы ни за что, стыдно было, жуть.
Не могу ничего сказать про учительница обладала хорошим литературным вкусом
Я склонна считать, что она была убеждена. что был запрет. Она, совершенно точно, по образованию не была филологом и могла не знать, что запреты сняты. Знаете, как в сельской школе, кто есть, тот и преподает.
она была убеждена. что был запрет
Привыкнувши докапываться до сути, не могу согласиться с этим мотивом. Если бы она была "навсегда испуганная", то не отважилась бы вообще проводить вечера, посвященного Есенину. Значит, ее чем-то не устроило именно это стихотворение. А единственное, чем оно может не устроить, - его художественные качества. Ну, слабое оно! О нем ничего больше не скажешь.