13:11 

Мой Есенин

*demma*
Неисправимая оптимистка
Очень люблю Есенина. Нашла на страницах Инета давно забытое стихотворение
Слезы

Слезы... опять эти горькие слезы,
Безотрадная грусть и печаль;
Снова мрак... и разбитые грезы
Унеслись в бесконечную даль.

Что же дальше? Опять эти муки?
Нет, довольно... Пора отдохнуть
И забыть эти грустные звуки,
Уж и так истомилася грудь.

Кто поет там под сенью березы?
Звуки будто знакомые мне —
Это слезы опять... Это слезы
И тоска по родной стороне.

Но ведь я же на родине милой,
А в слезах истомил свою грудь.
Эх... лишь, видно, в холодной могиле
Я забыться могу и заснуть.
Вот такое оно. С ним, этим стихотворением, связана еще одна история из моей школьной жизни.
Любопытная, теперь даже смешная, а тогда странная.

Проходили в девятом классе Есенина. Вместо заключительного урока (типа зачета) наша учительница литературы решила организовать вечер школьный, ему, то есть, Есенину, посвященный. Каждый из нас должен был прочесть самое-самое для него стихотворение. А по итогам вечера - оценка за четверть. Вообще-то, если мне не изменяет память, для нас тогда существовал достачочно известный двухтомник его стихов. Все, естественно, кинулись именно к этому источнику информации.
Я же, поскольку и мама моя тоже литературу преподавала, обратилась к нашей домашней библиотеке. И в одной старой книжке (если не ошибаюсь, называлась она «Записки литературного следопыта») обнаружила статью о нем (радости не было предела) и ранние его стихи. Это самое, которое называлось «Слезы», почему-то оченно меня зацепило. Именно его я выбрала. Очень хотелось другое, «Выткался над озером алый цвет зари, а в бору со звонами плачут глухари...», но отчего-то постыдилась.
Итак, вечер Есенинский удался на славу. Практически не было повторов, все почти 28 человек читали разное. Я блистала своим избранным.
На следующий день на литературе Л.Н. обнародовала оценки, мне пятерка, кто бы сомневался. А после урока Л.Н. попросила меня остаться в классе. Когда все ушли она мне доверительно так сказала (не буквально, но смысл именно такой): «Конечно, я поставила тебе пятерку, хотя должна была бы единицу!??? Но запомни, нигде, никогда, ни при каких обстоятельствах, никому не читай его больше. Просто забудь, что оно есть. Это мой тебе совет!» Я еще догое время пребывала в шоке. Ну... я слышала, конечно, что были так называемые «запрещенные» стихи, но почему Л.Н. решила, что оно такое? Этого я никак не могла понять. И не понимаю сейчас, сейчас тем более.

@темы: Все мы родом из детства, Что было, то было., Чужие стихи

URL
Комментарии
2009-11-14 в 13:45 

Я действительно псих, хотя не скажу, что в этом я весь.
ну наверное он являлось запрещенным по той причине что, скорее всего Есенин здесь описывает тоску по родной стороне. А с чего бы ему по ней тосковать?
видимо были на то у него причины, я правда не любительница его стихотворений, но все же некоторые люблю, но далеко не все.
видимо исходя из тоской по родной стороне и можно судить почему оно было запрещенным.
тогда ведь многих высылали из страны за что то. я правда не помню, высылали ли Есенина.

2009-11-14 в 13:53 

Если что, я в каске
Martanasta не высылали, он был невыездной...
А чего тут запрещённого я впрямь не догоняю. А в каком году эту было?

2009-11-14 в 13:58 

kugelschreiber
All you need is love
Упадническме настроения, вот что.

2009-11-14 в 16:52 

Stefaninat
Не живи уныло, не жалей, что было, не гадай, что будет, береги, что есть (с)
Мда, что же тут такого запрещенного? Красивое и щемящее душу стихотворение.

2009-11-14 в 17:05 

*demma*
Неисправимая оптимистка
Martanasta kugelschreiber Похоже зесь тоска о дореволюционной России. Сам-то он был из зажиточных крестьян. Было о чем тосковать в голоштанной России времен революции.
DaidreNord Это 1976 год.
Stefaninat А кто сейчас скажет, почему запретили. Да я, собственно, и не знаю, было оно таковым или нет. Вывод такой сделала из слов учительских.

URL
2009-11-14 в 17:12 

Если что, я в каске
demma60 1976 год.
Ну, тогда всё понятно... Начверное, точно, за упаднические настроения :)

2009-11-16 в 09:53 

Натела
Не нравится жизнь? Освободи место!
Ну, не могу не откликнуться. Мне трудно сказать, что такого "запретного" отыскала учительница в стихотворении "Слезы". К 1970 годам были сняты все запреты на Есенина. Да и раньше запрет на Есенина был наложен не по политическим мотивам. Есенин всегда был в стороне от нее, в политике не разбирался. Запрет был связан с циклом "Москва кабацкая" и прочими стихами подобного толка, не вошедшими в этот цикл, а также со скандальной репутацией и туманной историей смерти поэта. Ежику ясно, что "Слезы" никоим образом не могут относиться к циклу "Москва кабацкая". "Старая книжка" "Записки литературного следопыта" не могла выйти без штампа Главлита - цензорской организации. То есть "Проверено. Мин нет".
Ну, уж если учительница оказалась "католичней" Главлита!
Единственно, что могу предположить, что учительница обладала хорошим литературным вкусом и ее не устроила, что ученица выбрала хоть и редко упоминаемое, но очень слабое стихотворение. Положите рядом "Выткался на озере" и "Слезы". Первое - самобытное, с яркими красками и образами, динамичное. "Слезы" - подражание мещанскому романсу с набором стандартных слов и образов - "истомилася грудь", "разбитые грезы", "мрак", "даль", "муки", "могила". А последняя строка и вовсе сперта у Михаила Юрьевича из "Выхожу один я на дорогу" - "Я б хотел забыться и уснуть. Но не тем, не мертвым сном могилы..." Чувствуете? Есенин в ранних своих стихах неровен: от блестящих боговдохновенных строк до подражательной пошлости. И это естественно для подростка ("Выткался на озере" написано в 15 лет), не имеющего еще устойчивой позиции в поэтической культуре. Когда он творит в традиции народной деревенской песни, в которой рос с детства, получается блестяще. Когда пытается писать в "городской", книжной манере, - слабо и подражательно.
Ну, блин! Расписалась. Простите за многословие. Очень люблю Есенина с детства. С 12 лет собирала о нем все, что было напечатано.

2009-11-16 в 10:08 

Натела
Не нравится жизнь? Освободи место!
Вспомнила собственное детство.

Вся жизнь прошла в угаре полупьяном,
Оставив мне одну тоску-печаль.
Моя любовь растаяла туманом,
Но мне не жаль ее, совсем не жаль.

Не приходи! Один в тоске унылой
Остаток жизни стану коротать.
И не оплакивай моей души остылой.
На вспомнить не чего - зачем же вспоминать.

Я так устал, я жизнью так измучен.
Мне отдохнуть, уснуть давно пора.
Как этот свет невыносимо скучен.
Пусть молод я - душа моя стара.

Вся жизнь прошла в угаре полупьяном,
Оставив мне одну тоску-печаль.
Моя любовь растаяла туманом,
Но мне не жаль ее, совсем не жаль.


Я написала сей куплет в расцвете сил - в тринадцать лет. Как пародию на гусарский романс.

2009-11-16 в 10:39 

*demma*
Неисправимая оптимистка
Натела, спасибо Вам огромное. Так интересно. А Ваша пародия просто блеск!
Я сейчас и припомнить не смогу мотивы, по которым выбраны были именно «Слезы», наверное, все же потому, что знала точно, ни у кого такого не будет. А так «Глухарей» хотела. Но это, «унесу я пьяную до утра в кусты», прочесть публично не посмела бы ни за что, стыдно было, жуть.
Не могу ничего сказать про учительница обладала хорошим литературным вкусом
Я склонна считать, что она была убеждена. что был запрет. Она, совершенно точно, по образованию не была филологом и могла не знать, что запреты сняты. Знаете, как в сельской школе, кто есть, тот и преподает.

URL
2009-11-16 в 11:25 

Натела
Не нравится жизнь? Освободи место!
demma60
она была убеждена. что был запрет
Привыкнувши докапываться до сути, не могу согласиться с этим мотивом. Если бы она была "навсегда испуганная", то не отважилась бы вообще проводить вечера, посвященного Есенину. Значит, ее чем-то не устроило именно это стихотворение. А единственное, чем оно может не устроить, - его художественные качества. Ну, слабое оно! О нем ничего больше не скажешь.

2009-11-16 в 12:03 

*demma*
Неисправимая оптимистка
Натела Вообще-то Людмилка, так мы звали литераторшу, была весьма авантюрного склада дамочка. И рисковые прожекты были очень даже в ее стиле. Но кто теперь знает? И у нее не спросить.

URL
     

Шансы

главная